Доклады по правоприменительной практике с руководством по соблюдению обязательных требований составлены по следующим видам контроля (надзора):
- федеральный государственный пожарный надзор;
- государственный надзор в области гражданской обороны;
- федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.
Также представлены ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства с руководством по соблюдению обязательных требований, дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению обязательных требований.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются, в том числе:
- обеспечение единства практики применения органами контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством РФ;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;
повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
В качестве источников формирования докладов использованы, в частности:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности.
В частности, в докладе по линии федерального государственного пожарного надзора отмечается, что количество плановых проверок снижено на 34,1% (2016 год - 85111 проверок, 2017 - 56915 проверок), внеплановых - уменьшено на 34,6% (2016 год - 101640 проверок, 2017 год - 71998 проверок).
Сообщается, что в рассматриваемом периоде проверочные листы уже используются при оценке противопожарного состояния населенных пунктов, граничащих с лесными массивами. С 1 октября текущего года введено их использование при проведении надзорных мероприятий в отношении кафе и ресторанов. С 1 июля 2018 года проверочные листы будут применяться для всех категорий объектов.
Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются, в том числе:
- использование неисправного или несертифицированного электрооборудования;
- нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
- неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении.
В указанном докладе содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе:
- наделен ли филиал юридического лица правом проводить обучение работников мерам пожарной безопасности, а также создавать свою квалификационную комиссию для проверки знаний;
- как и с какой периодичностью проверяются ТСЖ и чем это регламентировано;
- правомерно ли относить арендуемые помещения в зданиях торговых центров к самостоятельным объектам защиты;
- как проводится внеплановая проверка объекта защиты, на который в орган ГПН поступило из соответствующей экспертной организации заключение о независимой оценке пожарного риска.
Источник: